| Комментарии: |
"Важно, что на тяблах перед двумя верхними рядами икон были укреплены подсвечники. Вероятно, часть из семи числившихся в Кирилловском приделе «поставных», то есть стоявшим на полу подсвечников находилась у гробницы святого... Очевидно, когда возжигали свечи во всех подсвечниках этого надгробного иконостаса, и он был снизу доверху озарен колеблющимися языами огня, визуализация культа святого принимала подчеркнуто перформативный характер. Но в самом Кирилловом монастыре многоярусная система подсвечников была устроена только над гробницей св. Кирилла. Одно это свидетельствует, сколь большое значение придавали в монастыре репрезентации культа своего чудотворца" (С. 535). Масштабное исследование культов почитания древнерусских святых – как инструмента понимания веры, менталитета, социального сознания людей этого времени. Работая с обширным историческим материалом (хотя смысловая доминанта работы охватывает три столетия, автор обращается к гораздо более ранней истории святителей и их почитания – летописям XII–XIII веков), А. Мельник выделяет шесть вопросов, ответы на которые встают в центр повествования: это подъем почитания русских святых в конце XIV в., культ среди московских государей, возможные теории о распространении культов самых популярных святых, почитания и их отдельные практики в городских церквях и монастырях. |