Комментарии: |
"В виду выселения евреев из Западного края, т.е. из черты их оседлости, им позволено жить везде в городах, позволено принимать их в учебные заведения без соблюдения % нормы – вообще идет сильное, даже мировое движение в пользу дарования им равноправия.... Упорно говорят, что Америка гарантировала доставку для нас военных снарядов под условием дарования равноправия евреям. На днях был у С.Ф. ректор Гримм и рассказывал, что в университет уже принято 590 евреев. Гримм просто боится, что университет станет совсем еврейским, тем более, что министр не всегда хорошо разбирается в сопутствующих обстоятельствах, а, имея дело с евреями, по словам ректора, приходится каждую минуту быть настороже. Чтобы быть принятым в университет, еврей должен представить удостоверение, что кто-нибудь из его родственников убит, ранен или находится в армии. И вот на приеме один еврей подал бумагу, удостоверяющую от имени военного начальства, что какой-то, скажем, Ицка Борух, однофаамилец просителя, находится под судом, за то, что подлежал призыву, скрывался, уклоняясь от воинской повинности. Ректор прочел и не поверил глазам: «Понимаете ли Вы, какую бумагу Вы мне предоставили?» На что последовал нахальный (или наивный?) ответ: «Так ведь он в армии?»... А когда Игнатьев только что был назначен министром, его прозвали «Осажденный Иерихон» – столько евреев ходило к нему на прием" (С. 194). Публикация дневника Надежды Николаевны Шамониной (в замужестве Платоновой, 1861–1928) – переводчика, супруги, соратницы и единомышленницы знаменитого историка С.Ф. Платонова. "Дневник охватывает период с конца 1880-х до начала 1920-х гг. и является ценнейшим источником как по истории науки и академической жизни Петербурга, так и повседневности, быта интеллигенции рубежа XIX–XX столетий. На страницах дневника возникают ведущие представители интеллектуальной и политической элиты империи, а затем и новой, советской России". |