Комментарии: |
Состояние хорошее. Надорван корешок переплёта. На форзаце – судя по всему, подпись академика Рыбакова. Упанишады – значительные по объёму произведения древнеиндийской литературы, связанные с самыми разными сторонами индийской жизни и играющие, по словам автора, "беспримерную" роль в истории индийской мысли. Этимологически упанишада – отглагольное существительное от upa-ni-sad: «сидеть около», то есть у ног учителя, получая наставления. По смыслу это и есть поучения. Автор ограничивает своё исследование т. н. главными упанишадами, то есть "тринадцатью текстами, которые были составлены, по-видимому, не позднее I тысячелетия до н. э." (С. 4). "[Одна из проблем] – характер и степень участия тех или иных варн в традиции упанишад... В Бр 1.4.11 и далее изложена легенда о происхождении из Брахмана ипостасей трех остальных варн (кшатра, виш, шудра) и указаны некоторые функции последних. Брахман, будучи вначале одним и желая расшириться, творит из себя «еще лучший образ» – кшатру (персонификация варны кшатриев) или тех, кто является кшатриями среди богов. Однако, хотя брахман и воздает честь кшатрию, последний должен помнить, что брахман – его источник, и не оскорблять его. Все еще не расширяясь, Брахман последовательно творит из себя виш (персонификация вайшьев), землю, которая питает все сущее (персонификация шудр), и, наконец, еще лучший образ – дхарму (закон, добродетель), царя царей, выше которого ничего нет" (С. 110–111). Из содерж.: Ведийский канон и упанишады; О композиционно-стилистических чертах ранних упанишад; Индуистская обрядность и мифология в упанишадах; Обзор содержания Брихадараньяки и Чхандогьи; К систематизации некоторых понятий в санскрите и др. |