Комментарии: |
"К 1820-м годам романтики (в частности Шлегель и Шлеймахер) реабилитировали религию после ее критики со стороны радикального Просвещения. Романтики предложили рассматривать религию как особого рода чувство, опыт, переживание... Сильнейший отпечаток на формирование личности декабристов наложила борьба с французами – способными пойти на осквернение храмов и в целом «забывшими Бога» после своей революции. Отечественная война виделась [будущим мятежникам, как и всем] русским людям битвой с врагами христианства... Кроме того, внутри России получили распространение религиозно-мистические настроения. По убеждению мистиков, ни внешняя набожность, ни искренняя вера, ни добродетельная жизнь еще не не обеспечивают спасения. Подлинное благочестие заключается только в соединении нашего сердца с Христом... Не следует забывать, что и общее воспитание [декабристов] вмещало в себя традиционный религиозный компонент" (С. 6–9). Написанная на высоком интеллектуальном уровне (и притом замечательным стилем) работа посвящена индивидуальному религиозному опыту и связанному с ним переосмыслению ценностей участников вооружёного выступления 1825 г. Опираясь на многочисленные архивные и опубликованные источники, автор исследует религиозную рефлексию участников мятежа во время его подготовки и проведения, во время следствия и предварительного заключения и, наконец, на протяжении долгой сибирской ссылки. Последний раздел представляет собой семь примеров "декабристской религиозности" в виде портретов А.П. Беляева, Д.И. Завалишина, А.Н. Муравьева, С.П. Трубецкого, М.А. Фонвизина, Г.С. Батенькова и В.К. Кюхельбекера. |