Комментарии: |
Воспоминания деда автора, родившегося ещё в конце XIX века и прожившего чрезвычайно интересную жизнь. "Отец рассказывал про то, что [дед] Яков Васильевич распространял книги, а в революцию был одним из организаторов первых [в Усть-Каменогорске] органов советской власти, был заключён в крепость колчаковцами, бежал, пережил покушение. Про то, что погиб он под Краснодаром, партизанствуя во время Великой Отечественной. Позже я стал писать запросы в архивы... пока не пришёл утвердительный ответ, что в архиве имеются рукописные воспоминания Я.В. Кротова. Оказалось, что сообщение о расстреле относилось к однофамильцу. Летом 1970 года я побывал у дедушки под Анапой, ему было 87 лет" (С. 3). Ценность этих очень искренних воспоминаний состоит в том, что они проливают свет на удивительное преображение личности Якова Васильевича. Без них совершенно непонятно, каким образом ученик, "пристрастившийся как к пению, так и к чтению Часослова, Евангелия, Деяний апостолов", который "неплохо пел и заменял псаломщика во время службы" (С. 10), стал вдруг пламенным революционером и оголтелым атеистом. После февральского переворота он вступил в РСДРП, в 1920 году развёлся с женой, которая "примкнула к баптистам", а с 1920 по 1924 г. и с 1939 по 1948 г. сотрудничал с ГПУ. Судя по воспоминаниям, самоотверженно вылавливая "предателей родины", Я.В. Кротов был уверен, что советская административная система работает не для себя самой, а в интересах таких, как он, простых русских людей. Его сильно потрясло, что Апшеронский райком КПСС, несмотря на все его заслуги, в 1967 году отказался назначить ему персональную пенсию... |