Комментарии: |
Состояние хорошее. Незначительные следы намокания на обложке. "О бедности и богатстве крестьяне думали... далеко не так, как об этом высказывались народники, Толстой и толстовцы и другие «друзья народа». Все они в бедности видели «путь к спасению»... Крестьянин, по крайней мере тот, которого я наблюдал в 1891 г. и после того, не стремился к бедному житью и не видел в нем пути к духовному блаженству. Он видел и понимал в бедности «худое житье» и не был расположен отбывать это худое житье, подобно ветхозаветному Иову Многострадальному, за свои грехи, неизвестно какие и перед кем... «Молодой толстовец, из барчуков, – говорил мне солидный крестьянин, но очень небогатый, – зашел однажды в избу и просится: позволь ему даром поработать на меня. Должно быть, этот юноша зачитался рассказом Толстого «Два брата и золото». Я и говорю ему: у меня свои руки есть. Чужих не надо. – Да мне, – говорит, – труд нужен, а то стыдно... – Кто же, – говорю, – у вас работает? Отец, мать, дети? – Нет, наемные рабочие. – Ну, так ты наемных долой, а сам – на их место. Нечего блажить»" (С. 33). Русский этнограф и краевед Владимир Владимирович Богданов (1868–1949) рассказывает об этнографических экспедициях 1891–1900 гг. в Духовщинский и Бельский уезды Смоленской губернии, по северу и югу Белоруссии, во Владимирскую губернию, по Верхней Волге, по Каме на Урал. |