Комментарии: |
Состояние хорошее. "Европейский мир-экономика в 1650 г. являет собой соединение, в котором сосуществуют самые разные общества – от уже капиталистического в Голландии до крепостнических и рабовладельческих, стоящих на самой низшей ступни лестницы общественного прогресса. Эта одновременность, синхронность ставит уже, казалось бы, решенные проблемы. Действительно, само существование капитализма зависит от этого закономерного расслоения мира: внешние зоны питают промежуточные и, особенно, центральную. По закону взаимности, если центр зависит от поставок с периферии, то и она зависит от потребностей центра, диктующего ей свою волю. Ведь именно Западная Европа как бы вновь «изобрела» и экспортировала античное рабство в Новый Свет, именно ее экономические нужды вызвали вторичное закрепощение крестьян в Восточной Европе. Все это придает вес утверждению И. Валлерстайна о том, что капитализм является порождением неравенства в мире; для развития ему необходимо содействие международной экономики. Он является плодом авторитарной организации явно чрезмерного пространства. Он не дал бы столь густой поросли в ограниченном экономическом пространстве. Он и вовсе не смог бы развиваться без услужливой помощи чужого труда" (С. 97-98). Фернан Бродель (1902–1985) – французский историк, один из основоположников мир-системной теории, представитель французской историографической школы «Анналов». Книга включает тексты трёх лекций, прочитанных автором в 1976 г. и являющихся по сути кратким изложением его масштабного исследования «Материальная цивилизация, экономика и капитализм, XV–XVIII вв.». Содерж.: Переосмысливая материальную и экономическую жизнь; Игры обмена; Время мира. |