Комментарии: |
Увелич. формат. Словарь включает более 1700 статей, в которых представлены мыслители, понятия и течения в философии от античности до наших дней. Наряду с основными понятиями онтологии, гносеологии и философии науки в него вошли ключевые термины этики, эстетики, логики, психологии, социологии, философии права, религиоведения. Пример записи: "Дискурс (фр. discours, от лат. discoursus – рассуждение, довод) – понятие современной лингвистики, семиотики и философии. Его легче описать, чем определить. означает речь, выступление, рассуждение. В рус. языке, как и во мн. европейских языках, нет эквивалента Д. Переводится как дискурс, дискурсия, речь, слово, язык, текст, рассуждение. Предметом теоретического изучения это понятия стало относительно недавно. Основоположник совр. лингвистики Ф. де Соссюр редко пользовался термином «Д.», поскольку считал язык единственным объектом лингвистики, противопоставляя его речи, понимаемой как практическая реализация языка. Напротив, его последователи уделяли Д. возрастающее внимание. <...> Д. имеет как сходство, тк и отличие от языка и речи. С речью его сближает то, что он также является процессом и деятельностью. Однако в отличие от речи Д. предполагает систему, он обладает свойством целостности, имеет специфическую внутреннюю организацию, форму, к нему применимы понятия вида, типа, жанра и стиля. Свойство системности сближает Д. с языком. Однако язык является абстрактной универсальной макросистемой, тогда как Д. – конкретной мини-системой. Д. – это речь, наделенная социокультурным измерением, или язык, преобразованный говорящим субъектом и включенный в конкретный социокультурный контекст. Д. является видом словесности, его типология включает религиозный, политический, литературный, филос. и др. дискурсивные жанры..." (С. 193). |