| Комментарии: |
"В мае 1689 г. строитель и стряпчий иверского подворья подали Корнилию великопостные сказки своей вотчины. «И владыка государь ваше писание о скасках, высмотря, приказал принять в свой владын розряд дьяку Василью Качалову»... Дьяк открыто заявил, что при сборе сказок собираются и деньги на подкуп приказных владычного дома, чтобы они не проверяли утверждения об отсутствиии в приходах старообрядцев. «А подьячие по ево слову и наипаче завопили: если бы-де мы ездили для сих сказок, конечно б-де нам прокормочка была. Только, государи, ныне он, Василей, и подьячие прималчивают, а знатно, что хотят соврать»" (С. 58). Советский взгляд на отношения царской и патриаршей властей в XVII в. как на непримиримую борьбу был, конечно, продиктован идеологией. Иначе как объяснить, что, после запрета на приобретение монастырями земель, царь сделал исключение для своего «заклятого врага» Никона, а Филарету даровал титут «великого государя», по сути признавая за ним статус правителя. Взяв за основу биографии четырёх представителей духовенства – митрополита Корнилия, протодьякона Ивана Шушерина и архимандритов Гавриила Домецкого и Боголепа –, историк Павел Седов расписывает действительное соотношение сотрудничества самодержавия с церковными институтами и реальных конфликтов. Новые сведения из Успенского Тихвинского и Валдайского Иверского архивных фондов позволили включить в исследование и приложение (С. 169–277 внутримонастырскую корреспонденцию, автографы лиц духовенства и информацию из переписки властей крупных монастырей со своими подворьями, не предназначенную для посторонних глаз. |