Комментарии: |
"Ленин употреблял слова патриотизм и национализм как синонимы, и они были для него негативными понятиями. Дж. Неру назвал себя индийским националистом. В его биографии, изданной у нас, его поправили: правильней было бы, если бы он назвал себя индийским патриотом; но Неру лучше знал, что правильней, он, в отличие от Ленина, вкладывал в оба слова позитивный смысл" (С. 431). "Русский эмигрант А. Небольсин объяснил мне, что инквизиция была реакцией на засилье в Испании крещёных евреев. Меня это заинтересовало... Моя статья «Легенда об испанской инквизиции» была напечатана в самиздатском журнале Шиманова «Непрядва» (1988) (С. 52). "М. Агурский проповедовал тогда идею, что русские и еврейские националисты могут найти общий язык. Мы не отказывались от от диалога, но Агурский, который была сама любезность, уехав в эмиграцию, стал писать обо мне разные пакости. Вот и ищи с такими людьми общий язык!" (С. 37). В сборнике новых статей Анатолия Иванова перекликаются идеологии Ницше и Гумбольдта, Юнга и Серрано, Достоевского и Х. Чемберлена, Данилевского и Шпенглера, деятелей критикуемой автором советской культурной эпохи и монархистов прошлого и настоящего. Размышления о "стержневых элементах национальной культуры" дополнены написанными в 2000 году, но никогда не публиковавшимися воспоминаниями об участии автора в диссидентском движении и в движении национального сопротивления 1990-х годов. Немалый интерес представляет полемика А. Иванова, недавно отметившего свой 90-летний юбилей, с концепцией происхождения славян известного советского и американского биохимика А.А. Клёсова. |