Комментарии: |
"Переписка патриарха с царем Алексеем Михайловичем довольно обширна – это отписки, послания благодарственные, поздравительные по случаю христианских праздников, именин, челобитные с просьбами. Послания из Воскресенского Новоиерусалимского монастыря написаны собственноручно: об этом свидетельствуют его автографы. Кроме того, в одном из писем Алексею Михайловичу конца 1662 года Никон извиняется, «что худо писано, переписать набело не поспел, а се мало вижу»" (С. 48). В отличие от широкоизвестных сочинений Никона, опубликованных Печатным двором, его рукописное наследие, где патриарх предстаёт не только в качестве автора и полемиста, но и как редактор, глоссатор, книгописец-каллиграф и библиофил, остаётся малоизученным. В ходе источниковедческого анализа впервые осмысляется нетрадиционная стилистика книжных трудов Никона, раскрывающая его взгляды на церковные и государственные реформы. Помимо исторического очерка о духовной культуре XVII века и текстологического исследования сочинений Никона, публикуется его текст «Правила христианской жизни ("нужнеишиа Заповеди")» (С. 153–214), документы Приказа Тайных дел о библиотеке патриарха, а также репродукции некоторых рукописей Никона из архивов РГАДА. |