Комментарии: |
Основное внимание при подготовке демонстраций уделялось художественному оформлению Красной площади. По этой причине демонстрация 7 ноября 1932 г. готовилась Центральной художественной комиссией, в работе которой активно участвовал В.Э. Мейерхольд. "Он выступил с докладом, где содержались не только советы по оформлению праздничного движения масс, но и анализ ошибок. Среди недостатков Мейерхольд, в частности, указывал на пассивность участников и отсутствие у них эмоционального подъема. Движение некоторых колонн режиссер сравнивал с «походом безработных в Лондоне». Подобная колонна, выйдя «из поля зрения наших вождей... сразу превращается в какое-то стадо, которое стремится поскорее свернуть свои знамена». Одним из наиболее распространенных недостатков являлись длительные остановки, во время которых одни из манифестантов скучали, переминаясь с ноги на ногу, а другие… начинали расходиться по домам. Чтобы преодолеть [скучные паузы], В.Э. Мейерхольд предлагал использовать музыкантов: оркестры могли бы, по замыслу режиссера, играть не только марши, но и серьезную музыку (например, Р. Вагнера)" (С. 222–223). На основе архивных материалов и публикаций в книге рассматривается проблема организации и проведения в предвоенное время мероприятий, связанных с 1 Мая и 7 Ноября. Кроме того, автор описывает празднование годовщины Великой Октябрьской социалистической революции в Куйбышеве в 1941 г. и в Москве в 1943 г. На последних страницах опубликованы тексты лозунгов, биографический указатель и др. Из содерж.: Организаторы и особенности организации Первомайских и Октябрьских торжеств; Торжественные заседания Моссовета; Военные парады и демонстрации трудящихся; Приемы и банкеты и др. |