Комментарии: |
На подготовку демонстраций уходило много времени и средств. Особое внимание при этом уделялось художественному оформлению Красной площади 7 ноября 1932 г. Основная работа была проделана Центральной художественной комиссией. Активное участие в ней принял В.Э. Мейерхольд. Он выступил с докладом, в котором содержались не только советы по оформлению праздничного движения демонстрантов, но и анализ ошибок. Среди недостатков Мейерхольд, в частности, указывал на пассивность участников, отсутствие эмоционального подъема. Движение некоторых колонн демонстрантов режиссер сравнивал с "походом безработных в Лондоне". Отдав рапорт, подобная колонна, лишь выйдя "из поля зрения наших вождей", по словам Мейерхольда, "сразу превращается в какое-то стадо, которое стремится поскорее свернуть свои знамена"… Одним из наиболее распространенных недостатков при проведении демонстраций трудящихся являлись длительные остановки манифестантов, во время которых одни из них скучали, переминаясь с ноги на ногу, а другие… начинали расходиться по домам. Чтобы преодолеть данный недостаток, В.Э. Мейерхольд предлагал использовать музыкантов: оркестры могли бы, по замыслу режиссера, играть не только марши, но и серьезную музыку (например, Р. Вагнера)" (С. 222–223). На основе архивных материалов и публикаций в книге рассматривается проблема организации и проведения в предвоенное время мероприятий, связанных с 1 Мая и 7 Ноября. Кроме того, автор описывает празднование годовщины Великой Октябрьской социалистической революции в Куйбышеве в 1941 г. и в Москве в 1943 г. В приложении опубликованы тексты лозунгов, биографический указатель и др. Из содерж.: Организаторы и особенности организации Первомайских и Октябрьских торжеств; Торжественные заседания Моссовета; Военные парады и демонстрации трудящихся; Приемы и банкеты и др. |