Комментарии: |
"Учитель Мндоянц встретил меня с улыбкой, легко, одной рукой, взяв мой тяжелый чемодан, и пошел вперед. Его сила пугала, как и пейзаж, открывшийся глазам при выходе из аэропорта: множество машин, грязных от талого снега. Везде только такие типы автомобилей, которых я никогда не видел своими глазами... и теперь с удивлением смотрел на разъезжающие по улицам автомобили, больше похожие на музейные экспонаты... Назначенная мне комната гостиницы выходила на Тверскую, центральную улицу Москвы. С улицы постоянно доносились тревожные сигналы (позже я узнал, что это сигнализация против воров машин). Я думал, что попал в странную страну. Когда, открыв занавес, смотрел в окно, бросились в глаза сияющие на противоположном здании синие буквы: «Panasonic» – символ экономической мощи родной Японии. Успокоенный наконец ощущением, что нахожусь на одном земном шаре с родиной, я сел на кресло и почувствовал сильную жажду. Говорили, что воду из крана нельзя пить без кипячения, – надо было приобретать питьевую. Пойду-ка куплю, подумал я. Это было первое приключение в моей российской жизни..." (С. 9–11). "Упомяну о положении слуха во время игры. Если Богосознание есть смотрение «Божиими глазами», то есть и прием слушания «Божиими ушами». Всегда задавать себе вопрос: как я сейчас играю с точки зрения слушания идеального звучания (и духовности)? Важно иметь уши, которые всегда слушают со стороны, проверяют вкус и меру и регулируют степень напряжения сверху. Это дает игре глубину. Слушатели устают, если исполнитель настаивает только на самовыражении. Опасно, когда исполнитель погружен в свою игру. Во время игры было бы лучше в определенные моменты только «слушать» вместе со слушателями" (С. 249). Православный японский пианист, победитель III Международного конкурса им. С.В. Рахманинова, размышляет о русской музыке как плоде православной цивилизации, анализирует творчество С.В. Рахманинова и даёт методические советы по приёмам исполнения его сочинений, а кроме того, рассказывает о своём учителе, выдающемся пианисте В.К. Мержанове. |