Комментарии: |
Формат А4. На мел. бумаге. Цв. ил. "В традиционном декоре мезенских прялок, крайне архаичном как в цветовом решении, так и в образном строе, верхние регистры отданы, как правило, чередующимся рядам гуськов (лебедей) и оленей (или лосей), а уже ниже их помещен ряд коней. Довольно часто солоницы – «утицы», ковши, имеющие форму водоплавающей птицы – завершаются ручками в виде конских голов. По версии Голана, «в неолитическом мифе «Олень золотые рога» говорится, что владыка подземного мира держит у себя в заключении солнце, представлявшееся в женском образе, и что его соперник олень пытался похитить женщину-солнце. Солнечный олень, несущий на себе солнце (спираль или женщину-птицу, символ солнца в эпоху бронзы), известен и в русском фольклоре... В процессе трансформации мифа «чудесный олень», вынесший из подземелья солнце, стал добрым гением, давшим людям и другие блага... Найдены изображения лодки с головой оленя, везущей души умерших – это метафора вечного обновления и возрождения жизни. Путь космического оленя был направлен на запад и ассоциировался с осенью" (С. 55–56). Палащельская роспись или мезенская роспись по дереву – тип росписи домашней утвари, сложившийся к концу XIX в. в низовьях реки Мезень. В книге рассказывается об истории возникновения традиционной палащельской росписи, содержатся практические рекомендации, объясняется семантика художественных элементов, встречающихся в росписи. Из содерж.: Неведомые народы и земли Севера; Палащелье – Светлый Север; Роспись прялок; Расписные коробейники; Инструменты и материалы; Геометрические орнаменты – знаки земли: квадраты, ромбы; Волнистая линия; Круг-диск-точка; Древо жизни – Мировое древо; Образ коня; Счет времени – календари и др. |