Комментарии: |
Уменьш. формат. Состояние хорошее. "Глубокая ошибка, когда исследователь мнит себя внимательным более автора и не понимает, что этот последний не хотел стирать следы своего творческого пути. Ведь они входят в самое построение, и уничтожить или сокрыть их – значило бы лишить произведение его структуры по линии времени. Читателю или зрителю надлежит расти в произведении вместе с автором и претерпевать изломы и повороты, наслоениями которых сложилась самая ткань произведения. Ведь это они, закрепленный прибой Времени, и дают произведению его внутренний ритм, без которого оно мертво и механично. Если искать в произведении не голую фабулу, а именно его самого, то в этом росте произведения, его развертывания в жизни художника, в этих неожиданных противоречиях, вызванных, однако, внутренней необходимостью роста, нельзя не видеть главной красоты произведения, его остроты, его души. «Фауст», измышленный в своем плане сразу и написанный по этому плану, был бы невыносим, как невыносимы американские сооружения или аналогично построенные произведения Валерия Брюсова, сделанные волею, а не сложившиеся жизненно" (С. 296). "В 1921 г., – писал П.А. Флоренский в «Автобиографии» 1927 г., – я был избран профессором ВХУТЕМАС по кафедре «Анализа пространственности в художественных произведениях». Эту дисциплину надо было создавать, воспользовавшись данными математики, физики, психологии и эстетики. В течение 3-х учебных годов я разрабатывал эту дисциплину и написал соответствующий курс" (С. 297). Почти законченная книга, подготовленная Флоренским в 1924–1925 году на основе этих лекций, при жизни философа опубликована не была. В авторской рукописи отсутствовало несколько абзацев и заглавие, которое было дано публикаторами. |