Комментарии: |
"«Желание рогачевских крестьян опять слышать звук любимого ими колокола было столь велико, что они решились в 1788 г., по упразднении Переславской епархии, письменно просить Серапиона, епископа Дмитровского, ходатайствовать о возвращении того колокола в Пешношскую обитель или к церкви села Рогачева, обещая в последнем случае пожертвовать в монастырь 1500 рублей и утверждая права свои на том, что первоначально этот колокол был слит на деньги, пожертвованные их предками. Впрочем, неизвестно, подана ли была эта просьба; знаем только, что по упразднении Переславской епархии в 1788 г. колокол был взят в Санкт-Петербург и повешен на колокольне Петропавловского собора, что в крепости, а оттуда, по взятии Очакова, переименованного Николаевскою крепостью, отвезен, как говорят, в нее»... Такой беззатратный способ приобретения в Переславский архиерейский дом колокола из Пеношноши Консистория обосновывала следующим образом: «Дмитровский Николаевский Песношский монастырь, до состояния штатов был вотчиной, приписной к Свято-троицкой Сергиевой лавре, а по состоянии штатов, за неположением оного в штат, упраздняем был в приходскую церковь, а потом... состоит в пустом месте, а в нем имеется колокол свыше двухсот пудов, в котором монастыре и монашуствующих положено с начальником семь человек, от коего малого числа и благовестить в такой большой колокол доставать может некому да и не для кого»" (С. 76–77). На основе архивных материалов в книге показана история Николо-Пешношского монастыря с XIX по начало XXI в. Из содерж.: Сведения об истории монастыря и его основателе; Краткие исторические сведения о выдающихся насельниках монастыря до XIX в.; Хозяйственная деятельность монастыря. Монастырские владения к XIX в.; Краткая справка по истории хозяйственных взаимоотношений с местным населением; Мероприятия периода подготовки кампании по изъятию церковных ценностей; Новомученики Николо-Пешношского монастыря и др. |